Как выяснилось ранее, мои предки – выходцы из
деревни Ножкино, что на реке Мста (см. рассказ «Яковлевы и река Мста»). А теперь,
изучая далее архивные материалы, я обнаружила, что оказались они в деревне
Ножкино благодаря одному отставному солдату. Об этом я и расскажу в этой
истории.
В середине XVIII
века в
старинном селе Млёво проживал
крестьянин Леонтий Ларионов с женой и детьми. Расположено это село в очень
красивом месте. Между высокими холмами протекает река Мста, вокруг – древние
курганы VI-VIII вв., напоминающие о
том, как давно поселились люди в этом краю. И это легко объяснить – по Мсте проходил древний водный путь, здесь
торговые караваны шли на юг – к Волге, и на север – к Новгороду. «Перекресток
водных и сухопутных путей, удобная пристань и место торжища, нахождение на
границе Новгородских и Тверских земель определило судьбу Млёва, как крупного
торгового села».(1)
В семье Леонтия Ларионова было пятеро детей:
Федот, Филипп, Настасья, Корнилий, Семён. Поскольку село Млёво в XVIII
веке было вотчиной Новгородского Кирилловского монастыря, сам Леонтий и члены
его семьи были монастырскими крестьянами.
В 1752 году семья Леонтия переселяется в
деревню Хмельники. Что послужило
причиной этого переселения, сегодня сказать трудно. Деревня Хмельники в то
время состояла всего из пяти дворов и также была владением Новгородского
Кирилловского монастыря.
И с тех пор дети и внуки Леонтия Ларионова проживали в
этой деревне. Все, кроме одного… Старший сын Федот Леонтьев 17ти лет был сдан в
рекруты: стал солдатом и покинул отчий дом.
Рекрутская повинность была введена Петром I
в 1705 году как способ комплектования Российской армии. Для крестьян эта
повинность была общинная, то есть правительство указывало лишь число рекрутов, подлежащих
сдаче, а общины сами решали, кто и на каких основаниях должен быть сдан.
Постепенно выработалась так называемая очерёдная система, основанная на учёте
рабочей силы каждой семьи. Таким образом, в 1757 году при наборе рекрутов выбор
пал на семью Леонтия Ларионова – Федот Леонтьев отправился отбывать рекрутскую
повинность…
Вот такой была жизнь солдат в XVIII
веке:
«Рекрут XVIII столетия после долгой дороги
попадал в свой полк, который становился для молодых солдат родным
домом — ведь служба в XVIII веке была пожизненной. Только
с 1793 года её срок был ограничен 25 годами. Новобранец
принимал присягу, навсегда отделявшую его от прежней жизни; получал
из казны шляпу, кафтан, плащ-епанчу, камзол со штанами, галстук,
сапоги, башмаки, чулки, исподние рубахи и портки…
Приходя в роту или эскадрон, вчерашние
мужички-общинники включались в привычную для них форму организации —
солдатскую артель («чтоб не меньше восьми человек в каше было»). При
отсутствии развитой системы снабжения (и привычных для нас магазинов
и лавочек) русские солдаты приспособились обеспечивать себя всем
необходимым. Старослужащие обучали новичков, опытные и умелые закупали на артельные
деньги дополнительный провиант, сами чинили амуницию и шили мундиры
и рубахи из казенного сукна и полотна, расторопные
на постое нанимались на заработки. Деньги из жалованья,
заработков и наградных отчислялись в артельную кассу, во главе
которой солдаты избирали степенного и авторитетного «расходчика», или
ротного старосту».(2)
«Основу солдатского рациона составляли крупы,
а также мука и вода, из которых пекли сухари. При возможности добавлялись квас
и капуста, с которой варили щи. Рационы выдавались на каждую солдатскую артель,
все члены которой питались совместно. Мясо или рыбу покупали, а часто
добывали грабежами — обычная практика, несмотря на драконовские меры наказания
грабителей и мародеров»(3)
«С первых же дней новобранцу
внушали, что теперь «он уже не крестьянин, а солдат, который
именем и чином своим от всех его прежних званий преимуществен,
отличается от них неоспоримо честью и славою»… Рекрутам рассказывали
историю их полка с упоминанием сражений, где этот полк участвовал,
и имен героев и полководцев. В армии вчерашний «подлый мужик»
переставал быть крепостным, если был им прежде. Крестьянский парень
становился «государевым слугой» и в эпоху постоянных войн мог
дослужиться до унтера и даже — если
повезет — до обер‑офицера...» (2)
Все эти тяготы переносились во многом благодаря
покорности и стоической натуре ставших солдатами крепостных. Эти же личные
качества позволяли целым русским полкам переносить тяжелые потери на поле боя
без падения дисциплины и боевого духа... Прусский офицер, участвовавший в
сражении при Цорндорфе (1758) говорил о своих русских противниках, что «даже
выстрел в грудь не всегда мог повергнуть их наземь. У пруссаков не оставалось
иного выбора, как рубить всякого, кто оказывался на пути». Говорят, Фридрих
Великий высказывался в том смысле, что русского недостаточно убить; после этого
его еще нужно свалить на землю».(3)
В каких же сражениях мог принимать участие
Федот Леонтьев?
В 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну
(1756-1762), которую вели Пруссия и Англия с одной стороны и коалиция Франции,
Австрии, Польши, Швеции, России, Испании с другой. Русские войска вели сражения
в Европе на территории Восточной Пруссии (столица – Кенигсберг).
В 1768-1774 гг. проходила Русско-Турецкая
война. Сражения на суше велись на территории Молдавии, Бессарабии, Валахии. В
ходе войны русская армия разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи,
а средиземноморская эскадра русского флота нанесла
поражение турецкому флоту в Хиосском сражении и
при Чесме. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору к
России отошли степь между Днепром и Южным Бугом, Большая и Малая Кабарда, Азов,
Керчь, Кинбурн, Еникале. А главное — Крым получил независимость от Турции.
Россия закрепилась на Чёрном море.
Возможно, в этих сражениях участвовал и солдат
Федот Леонтьев из деревни Хмельники.
Надо сказать, что люди, попавшие по
рекрутскому набору в солдаты, из своего бывшего сословия переходили в состав
военного сословия, они освобождались от платежа всех государственных податей и
выполнения государственных повинностей. Выходя в отставку, они становились
лично свободными людьми, имели право владеть землей и могли выбирать место
жительства и занятий, а в случае неспособности к труду они получали небольшую
пенсию.
Но нужно понимать, что при условии пожизненного
срока службы выйти в отставку мог только тот, кто был не в состоянии продолжать
службу, т.е. человек больной или увечный. Видимо, таковым и был Федот Леонтьев,
когда в 1782 году, спустя 25 лет, вернулся в родные края с женой и сыном.
В российской армии нередки были случаи, когда
в период службы солдаты находили себе невест и подавали рапорт начальству о
дозволении жениться. «Офицеры признавали благотворное влияние семейной жизни на
нравственность, поведение солдата и его отношение к службе. Поэтому они
старались не препятствовать устройству солдатом своей семейной жизни. Командиры
полков отмечали, что семейные солдаты становились степеннее и рассудительнее,
имели определённые цели и прочие привязанности» (4)
Но не в деревне Хмельники поселился отставной
солдат: он выбрал для проживания соседнюю деревню Ножкино.
Многие солдаты, выйдя в отставку, уже не
возвращались к прежнему крестьянскому труду. И причина этому не только и не
столько здоровье: в армии солдаты изучали грамоту, осваивали множество ремесел,
так необходимых в армейской жизни. Поэтому отставные солдаты часто селились в
городах, крупных населенных пунктах, где они могли заниматься ремеслом.
Вот и Федот поселился неподалеку от родных,
но в другой деревне – на бойком месте – в Ножкино, где была пристань, кипела
торговая жизнь, и грамотный, умелый и расторопный человек мог найти применение
своим способностям и устроиться в жизни.
К сожалению, выйдя в отставку, Федот Леонтьев
прожил недолго. Уже через год жена его, Федосья Михайловна, 39 лет, остается
вдовой. А еще через год, в 1784, его сын
Степан Федотов женится, создает свою семью, тем самым положив начало поколению
своих «ножкинских» внуков и правнуков, в числе которых и Яков Яковлев, о котором
я уже писала в статье «Яковлевы и река Мста».
А в середине XIX
века правнуки
Степана Федотова – Степан и Михаил Яковлевы, переедут в Бологое и начнут
строить свою жизнь на новом бойком месте.
Вот такие истории из прошлого семьи Яковлевых
можно узнать, покопавшись в метрических книгах и исповедных ведомостях и добавив
к этому сведения из истории нашей страны.
Ссылки в тексте:
1.
Подушков
Д. Село Млёво // Удомельская старина № 23. URL: http://starina.tverlib.ru/us-0031.htm
2.
Курукин
И. Как развлекались и чем жили солдаты и офицеры // Курс № 28 Русское военное искусство, Arzamas 2017.
URL: http://arzamas.academy/materials/871
3.
Констам
А. Русская армия в Семилетней войне. Пехота. URL:
https://www.e-reading.club/bookreader.php/1007132/Konstam_-_Russkaya_armiya_v_Semiletney_voyne._Pehota.html
4.
Щербинин
П. Жизнь русской солдатки в XVIII-XIX
веках. URL: http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Cherbinin_02.pdf
Для меня это был как урок по истории! Но очень интересный урок! И про рекрутов теперь буду знать, что они пожизненно служили.. Большое спасибо!👏🏼👏🏼👏🏼
ОтветитьУдалить